Login

School of System Socionics

“Practice is the proof of the truth”

Эксперт как измерительный инструмент

Особое внимание следует уделить субъекту экспертизы — типировщику, так как именно его психика является тем инструментом, с помощью которого определяется ТИМ человека. С точки зрения деловой логики /понятно, что инструмент должен быть в рабочем состоянии, готов к употреблению. Когда мы говорим о материальных инструментах, то тут все очевидно: нож должен быть заточен, гайки закручены, прибор откалиброван. А что такое подготовленный нематериальный инструмент — психика эксперта?

Что входит в подготовку эксперта?

В типировщика должна быть «заложена программа». Начинается подготовка с изучения теории. Причем очень важно, чтобы все эксперты имели одинаковую программу, то есть они должны иметь одинаковый теоретический фундамент, что в данный момент достижимо только на внутришкольном уровне. Во время изучения теории в наш «инструмент» закладывается эталон сравнения на уровне модели. Абстрактный эталон. Это норма. Но норма не может быть усвоена без полученного опыта. Теория размерностей говорит о том, что фундаментом любых знаний является реальный опыт.

Поэтому теоретический базис подкрепляется практическими примерами. Практический опыт можно получить в виде наблюдений, которые происходят в процессе определения ТИМа с пояснениями учителя, наблюдением за отдельными проявлениями работы функций, которые могут демонстрироваться в живом общении или в видео (аудио) записи, разборов текстов с выделением индикаторов. Участие в типировании: обучение ведению беседы, самостоятельному анализу.

Типировщик должен научиться различать то, что он впоследствии будет распознавать во время диагностики. Как он этому учится? Вот тут с точки зрения соционики, он должен получить опыт такого распознавания (первая размерность). Если он такого опыта не имеет, то он по теоретическому описанию что-то вычленит, но он не будет уверен, правильно ли он различает. Если некому подправить, то в его представлении так и зафиксируется неверный опыт. Опыт — непосредственное ощущение — фундамент дальнейшего различения. Параметр опыта есть во всех функциях как база всей последующей надстройки. Нормы (теория) не могут повиснуть в пустоте, они должны зафиксироваться на фундаменте опыта.

Как типировщик получает свой опыт?

Он может получить опыт «методом тыка», что-то воспринял, решил, что это есть такой-то параметр. Например, если типируемый говорит: «В данной ситуации мы поступим так…», типировщик фиксирует — «ситуативность». На самом деле человек может в своем выводе опереться на свой опыт (раньше он поступал так, и в данной ситуации поступит так же), в таком случае это будет только параметр опыта. Или же человек может опереться на некий шаблон решений в подобных ситуациях, но озвучит именно так, как было выше сказано, в таком случае это будет только параметр норм. Вот вам уже готовая ошибка определения размерности. Если никто эту ошибку не исправит, то зафиксируется опыт неправильного определения размерности.

Как же получить правильный опыт?

Ведь опыт не передается по определению. Опыт — это наше непосредственное чувство ощущения чего-либо, его воспринимают наши органы чувств. И никто не знает, как это восприятие происходит у другого. Я ощущаю вкус борща, но как я смогу передать само ощущение вкуса другому? Как я смогу передать ощущение боли другому, ее интенсивность? Как я могу передать зрительную картинку, ту, которую вижу именно я? Я свои глаза, свои органы чувств не могу пересадить в другого человека и сказать: посмотри, и ты увидишь так, как вижу я. Вот что имеется в виду под соционической первой размерностью. Вот почему опыт невозможно передать. Опыт — это не знания. Знания, которые фиксируют в книгах — это уже нормы.

Так вот, перед нами стоит задача заполнить типировщика именно тем опытом и именно так, чтобы он максимально воспринимал то, что требуется.

Есть два пути. Это может сделать учитель. Учитель проводит ученика через нужный опыт. Например, мы вместе наблюдаем одно и то же, учитель выделяет нужный фрагмент и говорит, вот тут ты наблюдал вторую размерность. Когда ученик наблюдает таким образом много внешних проявлений обработки, у него образуется «банк данных». И на основе достаточного количества наблюдений формируется понимание сути самого явления, то, что отличает его от всех остальных явлений, и что будет узнаваемо в любых проявлениях в дальнейшем. Точно так же образуется банк данных на каждый ТИМ, почему очень важно, чтобы в этот банк не попадали непроверенные экземпляры, чем грешат соционики. Посмотрел, похож на такого-то, будем его считать таким-то ТИМом (без проверки по модели), зафиксировал образ. Исказил общий образ ТИМа в своем инструменте оценки. Это один путь.

Второй путь — это наблюдения за соционическим феноменом внутри себя.

Самонаблюдения — важная часть «настройки» инструмента. Я считаю, что без этого этапа никак нельзя обойтись.

Что такое соционические самонаблюдения?

Это сбор такой информации о себе, которая направлена на выявление модели собственного мышления.

Вас должно интересовать именно мышление и внутренние реакции. Ваши действия, привычки, умения вытекают из особенностей вашей обработки информации, они вторичны. Самонаблюдения покажут самую точную картинку, самое правильное понимание работы каждой функции в модели.

В идеале каждый типировщик должен уметь объяснить любую реакцию своей психики, увидеть обработку информации определенной функцией или группой функций, отметить все возможные индикаторы. Модель нужно прочувствовать на себе [1, 2].

Каждый ли может стать таким инструментом оценки?
Зависит ли от ТИМа возможность быть таким инструментом оценки?

Сразу скажу — не каждый. Но способность к определению ТИМа зависит не от ТИМа, а от развития психики, от качества ее заполнения. Наш «процессор» в течение жизни постоянно развивается, заполняясь различным «материалом», в результате растет его емкость и гибкость. Так высшее образование делает ум человека гораздо более гибким, подвижным, наполненным, чем среднее образование. Ум человека может быть узко направленным в одну область знаний или охватывающим широкие области. Интересы ближе к области психики человека и отдаленнее. Все это заполнение нашей психики.

Гибкость мышления часто зависит от открытости человека новым знаниям, которая нарабатывается с жизненным опытом (или не нарабатывается).

Также важным качеством ума типировщика является уровень его самокритичности, готовность допускать возможность собственной ошибки и работать над перепроверкой.

Но есть некие ограничения, свойства которых еще не выяснены. Такое ощущение, что человек просто не может пробиться через стену. Как говорят, не дано.

Наш природный эгоизм может играть как положительную роль в том, что движет к познанию нового, так и отрицательную, когда делает человека критиканом и не способным к восприятию знания. Иногда люди не в состоянии безоговорочно принимать знания (на определенном этапе) от учителя, не умеют быть учениками.

Думаю, что только люди, находящиеся на уровне желания получения знаний могут  быть успешны в изучении соционики. Их интересует истина. Во всяком случае, я наблюдаю именно у таких людей все предпосылки и позитивные результаты.

Последовательность работы по заполнению типировщика «программой распознавания» следующая:

  1. Изучение базовых теоретических понятий.
  2. Проверка различения их на учебном материале (тексты, видео-, аудиозаписи) с контролем и обратной связью, пока учитель не убедится в том, что ученик правильно понимает данные понятия.
  3. Самонаблюдение и выявление в себе этих же феноменов

В результате мы получим вполне надежный экспертный инструмент оценки.


  1. Эглит И. М. Эксперт как измерительный инструмент
  2. Эглит И. М. Основы соционического самонаблюдения
  3. Психика типировщика и ее ловушки